Презентация Игрока (Player’s Presentation)

Вступление.

Последние годы среди игроков ходит много разговоров о подходе к оценке их выступления. Российская Ассоциация Йо-Йо (РАЙЙ) в соответствии с общепризнанными мировыми правилами судейства ставит своей целью развитие йоинга как профессионального вида спорта и потому настаивает на спортивном подходе к оценке выступлений. Но, как и вокруг любого вида спорта, вокруг йоинга существует сообщество тех, кому просто нравится играть с йо-йо и придумывать свои трюки, показывать свое мастерство друзьям, кто не преследует цель достичь наивысших спортивных результатов, но кому интересно признание йо-йо сообщества именно в области уникального исполнения трюков и стиля. Зачастую именно поэтому соревнования по игре с йо-йо, как спортивные состязания, интересны далеко не всем игрокам.

Спортивный подход.

Спортивный подход в йоинге достаточно труден, потому что подготовка спортивного выступления требует от игрока очень много тренировок и заставляет делать выбор между тем, как игроку нравится играть, и тем, как надо играть, чтобы победить. Кроме того, четкие требования к исполнению технической части и эстетической составляющей выступления позволяют претендовать на победу любому, кто подготовит свое выступление в соответствии с правилами соревнования. Это и есть истинное представление спорта, где все равны и побеждает тот, кто лучше готов в соответствии с правилами соревнований.

Судьи в йоинге, как виде спорта.

Спортивный судья не дает оценку выступлению игрока, он лишь фиксирует результаты игрока, также он даёт сигнал к началу и окончанию выступления и контролирует время игры. Судья следит за тем, чтобы во время проведения спортивных состязаний на сцене игроки-участники и другие лица (тренеры, зрители и т. д.) соблюдали установленные правила соревнований и при необходимости назначает наказания за нарушения правил. Судейский профессионализм и зрительские симпатии понятия зачастую несовместимые. Судья, как бы хорош он не был в профессиональном плане, не может угодить всем, особенно в ситуациях, когда соперники практически равны по силе.

Понятие «Фристайл».

Часто проблема между игроками и судьями возникает именно из-за недопонимания понятия «Фристайл», потому что каждый вкладывает в него разный смысл. В йоинге, как в виде спорта, на соревнованиях под словом «Фристайл» подразумевается следующее: «Фристайл» — это произвольная программа, в которой не прописаны обязательные элементы, в отличие от таких разделов, как спортивные лестницы. Это номер, который представляет собой выступление на сцене под музыку с йо-йо перед публикой. Это полностью подготовленное и отрепетированное до соревнований выступление. В нем нет импровизации на сцене, все движения и элементы игроком продуманны и подготовлены заранее. Программа выступления построена в темп музыке, игрок исполняет серии трюков без случайных и непродуманных пауз между ними, без предварительной подготовки на сцене к каждому из трюков в отдельности, демонстрируя не столько сами трюки, сколько весь номер и выступление целиком. Судьи оценивают техническую составляющую номера, то есть мастерство игрока, сложность его трюков, чистоту исполнения, количество и скорость исполненных элементов и так далее. Кроме технической составляющей судьи оцениваю и презентацию номера в целом: композицию построения номера, насколько игрок попадает в темп музыке, хореографию, подачу трюков в зал, работу на публику, общее впечатление от номера и от игрока и т.д.  Именно эта дисциплина является основной на всех соревнованиях, и именно в ней каждый год выбирают Чемпиона России в таком виде технико-эстетического вида спорта, как йоинг.

Свободное выступление

Но для многих игроков слово «Фристайл» значит совсем другое.  Они, невзирая на правила соревнований, готовят свое выступление так, как им хочется, не отдавая себе отчет в том, что судить их будут по официальным спортивным правилам, в итоге они получают не те результаты, на которые рассчитывают и считают, что их неправильно судили.

В понимании этих игроков «Фристайл» — это импровизация, свободное выступление. Это демонстрация игрока и его трюков, которыми он владеет, в том порядке, который он сам для себя придумал. Это не шоу-программа для публики, как в первом случае, а презентация самого игрока, его личных навыков и трюков. В этом выступлении главное не зрители, а игрок. Он может позволить себе придумывать на ходу, что показать дальше, музыка в его выступлении выступает в качестве фона, но он не строит свое выступление четко в темпе музыки, скорее он использует музыку для создания атмосферы вокруг себя и своего выступления. В таком выступлении нет четких требований и правил по технической части, зачастую игроки, которые предпочитают играть в этом стиле, не любят соревноваться, потому что им не важны оценки. Они лишь хотят показать таким же игрокам, как они, что-то новое и уникальное, им неинтересно выступать перед посторонними зрителями, которые не разбираются в йоинге . В выступлении для них важно не соответствие правилам и победа, а демонстрация чего-то уникального, что будет отражать именно их неповторимость и стиль. Поэтому судить такие фристайлы в рамках одной дисциплины, вместе со спортивными фристайлами и по правилам спортивной дисциплины, было бы нечестно ни по отношению к игрокам, для которых фристайл — это свобода и импровизация, ни по отношению к спортсменам, которые готовили свое выступление в соответствии с правилами. Вот почему нам нужен новый раздел на соревнованиях, а также свои правила для него.

1A Player’s Presentation

Есть разные способы выразить себя и продемонстрировать свою уникальность, особенно когда речь идет об импровизации и презентации игрока на сцене. Неважно, является ли сильной стороной игрока сложные и запутанные трюки; амплитудные трюки; техничные и уникальные элементы; скорость или что-то еще – игрок, предпочитающий любое из этих направлений, должен иметь возможность победить, если в данный момент, на данной сцене, он смог «зацепить» всех и продемонстрировал самое выразительное выступление, используя свои сильные стороны.

Цель этой системы судейства – позволить игроку, с любой из представленных выше сильных сторон, победить.

Игроки, которые хотят выступать в разделе 1A Player’s Presentation (1А Презентация Игрока), не должны адаптировать свою игру к системе судейства; система судейства должна быть адаптирована к любой игре.

Итак, каким же образом мы можем создать систему судейства, которая одновременно была бы и справедливой, и не предусматривающей ограничений?

Новый раздел соревнований сам по себе подразумевает, что главное, что можно оценить после выступления игрока на сцене – это общее впечатление от игрока и его игры.

«Общее впечатление» оценивается, в основном, уважаемыми опытными игроками и судьями, главным образом основываясь, на эмоциях, нежели на механических описаниях критериев.

В этой дисциплине Судья — человек, который высказывает свое мнение или суждение о выступлении игрока, он даёт оценку, являясь ценителем, знатоком и критиком.

Настоящее руководство – это незавершенная работа; оно будет развиваться и меняться, чтобы лучше приспособиться к нашим игрокам.

Общее впечатление

Если мы попытаемся оценить каждый критерий в презентации игрока отдельно: количество элементов, скорость, сложность трюков, рискованность исполнения, амплитуду и так далее, то нам придется либо ставить по одному судье на каждый критерий, либо один судья должен будет следить за всеми критериями и давать за них баллы. Баллы придется складывать вместе, чтобы вычислить итоговый результат. НО вот вам причины, по которым мы будем использовать только один критерий «общее впечатление»:

1. Предположим, каждый из судей будет ставить баллы по всем критериям, как в спортивном фристайле, но, в отличие от спортивного фристайла, критерии игры «на стиле» очень размыты и плохо поддаются четкой классификации. В итоге случилось бы так: одни, более легкие в оценке, критерии имели бы больший вес, чем все остальные, поскольку, например, оценивать количество стрингхитов легче, чем оценивать контроль, непрерывность движения или амплитуду. В результате игрока, играющего в стиле «очень быстро и на стрингхиты», но почти без амплитудных трюков, оценить будет проще, чем того, кто играет в основном медленно, но выполняет сложные и амплитудные трюки, которые плохо поддаются классификации. Это приведет к необходимости усреднения результатов, что все равно даст большую погрешность и создаст путаницу в баллах.

2. Если же поставить по одному судье на каждый критерий, то для Главного судьи будет намного сложнее контролировать каждого из них в отдельности и проверять все оценки судей, чтобы убедиться в их честности и объективности. Например, если бы судья, отвечающий за «скорость», оценивал бы всех игроков между 3 и 8, а судья «по сложности трюков» от 4 до 7, то судья «по скорости» имел бы гораздо большее влияние на результат. Таким образом, это приводит нас к необходимости нормализовать результаты, чтобы итоговая оценка была наиболее справедливой. Но это опять вносило бы много споров о значимости того или иного критерия и слишком зависело бы от опыта каждого судьи.

3. При оценке «общего впечатления» все эти проблемы исчезают сами собой, поскольку все критерии оценки выступления сводятся к одному – общему впечатлению от игрока и его выступления. Разделение на отдельные критерии оценки в этом случае не облегчат судейство, а наоборот запутают его. Для принятия решения судья просто должен каждый раз очень внимательно следить за выступлением игрока и спрашивать себя: насколько сложные элементы выполняет игрок, как много он ошибается, как быстро игрок играет, с большой ли амплитудой он делает трюки, использует ли он свое тело, контролирует ли он йо-йо во время выступления, как он подает себя и свои трюки в зал, насколько его трюки оригинальны и круты на данный момент, насколько они рискованны, как он использует сцену и музыку для презентации себя и своих трюков. Секретом хорошего судейства по критерию «Общее впечатление» — является четко структурированное представление этого критерия в голове судьи в момент выступления игрока и концентрация судьи на выступлении. 

Правила судейства и судейские бланки

Судейские бланки

На судейских бланках рядом с именами игроков располагается градуированная линейка от 0 до 10 с отметками десятичных долей внутри каждого деления, дающая судьям шкалу из 100 возможных вариантов оценок. Судьи ставят свою оценку ручкой на «линейке»:

Эти градуированные «линейки» расположены на судейском бланке вертикально, чтобы помочь судье легко ориентироваться в результатах и быстро сравнивать оценки игроков друг с другом. Рядом с оценочной «линейкой» находится графа «Итог», где судья пишет итоговый результат в цифрах (например, 7.4).

Наконец, рядом с итоговой графой есть графа для комментариев, где каждый судья может добавить комментарии относительно плавности игры, скорости, сложности трюков, ошибок и т.д.

Бланк 1А Player's Presentation (3 минуты)

Шкала оценок

Очень важно, чтобы судьи использовали всю шкалу оценок и не боялись давать высокие баллы за хорошее выступление и низкие баллы за плохое. Нет ничего хуже, чем судья, застрявший между 4 и 6.5 и просудивший так все соревнования.

Выставление первых оценок

В основном, все игроки будут оценены в сравнении с баллами, данными первому отыгравшему на сцене. Чтобы дать правильную оценку первому игроку, судьи должны быть к этому готовы.

Главный судья должен убедиться в том, что все судьи согласны с оценкой первого игрока, и может санкционировать обсуждение, если мнения различаются. Если выступление первого игрока очень плохое, судьи ждут первое «нормальное» выступление. Все последующие выступления должны быть оценены в соответствии с первой оценкой.

«Тайминг» судейства

На крупных соревнованиях эффективное использование времени очень важно, чтобы не затягивать мероприятие. В большинстве случаев судьям требуется около одной минуты, чтобы выставить оценку. Это очень много, если все судьи единогласны в своем решении, но очень мало, если их мнения различаются между собой. Главный судья играет здесь ключевую роль, вмешиваясь только если это необходимо и при наличии веских аргументов, чтобы избежать потери времени.

Первые 10 секунд. Первые 10 секунд используются судьей, чтобы решить около какого целого балла он собирается ставить оценку (от 4 до 5, или от 6 до 7 и т.п.). От судей требуется сделать отметку ручкой на судейской шкале около оценки, которую они хотят поставить. Главный судья немедленно смотрит, все ли судьи единодушны по поводу выступления, которое они только что видели, или нет.

Если два судьи поставили близкие друг другу оценки, а один не согласен с такой оценкой, Главный судья должен принять решение о том, чтобы пересмотреть спорные результаты. Если мнение Главного судьи соответствует мнению двух судей, которые поставили близкие оценки, он может попросить третьего судью поставить оценку более близкую двум другим. Если мнение Главного судьи совпадает с мнением судьи, оставшегося в меньшинстве, Главный судья может либо оставить все как есть, либо позволить трем судьям обсудить спорное выступление.

Оставшееся время. В отсутствие реакции Главного судьи остальные судьи продолжают более точно выставлять свою оценку, осознавая, что другие судьи придерживаются сходного мнения. Судья сначала отмечает оценку на градуированной «линейке», затем заполняет графу «комментарии», затем сравнивает это выступление с последним близким по оценкам выступлением и, наконец, выставляет окончательный результат в графе «Итог».

Утверждение результатов Главным судьей

В конце соревнований судьи определяют итоговые результаты и рейтинг игроков. У них есть 20 минут, чтобы оценить результаты и им разрешено изменять оценки при наличии явных ошибок. Это не время, чтобы обсуждать, был ли игрок 5м или 6м, это время проверить, не случилось ли так, что тот, кто должен быть на 5м месте, каким-нибудь образом оказался на 13м. В случае спорных моментов, окончательное решение остается за Главным судьей.
Итоговый Протокол результатов подписывается и утверждается Главным судьей совместно с организатором соревнований.

Количество игроков

Разный подход будет к судейству региональных соревнований с 20ю игроками и соревнований уровня ASYYC с 90 игроками. Во время небольших соревнований судья должен по возможности помнить все выступления в деталях и судить, сравнивая текущее выступление с выступлениями предыдущих игроков.
Во время соревнования уровня ASYYC невозможно запомнить все выступления. Судьи должны быть максимально сконцентрированы, использовать их «линейки», чтобы сравнивать близкие результаты, и затем сравнивать комментарии в соответствующей графе, чтобы максимально точно выставлять оценки.

Использование судейских кликеров

Судьи могут использовать кликеры для подсчета положительных и отрицательных моментов в выступлении игрока, но это условие не является обязательным. Каждый судья вправе сам для себя решить какими инструментами для анализа фристайла он будет пользоваться – это может быть таймер, метроном, кликеры или собственные глаза.

Судьи и роль Главного судьи

Состав судей

Судейская коллегия должна состоять из трех судей и одного Главного судьи. Итоговые оценки трех судей складываются вместе. Главный судья баллы не выставляет. Его функция – контролировать и помогать остальным судьям.

Ответственность

Судьи должны действовать ответственно и уважительно по отношению к игрокам. Игроки относятся к соревнованиям очень серьезно. Работа судьи – это гарантия качества.

Единообразие

Самое важное качество для судьи — это возможность оставаться сконцентрированным на судействе в течение многих часов, чтобы дать каждому игроку одинаковые шансы и поддерживать судейство на одном уровне в течение всего соревнования.

Дискуссии

Дискуссии между судьями должны быть сведены к минимуму. Главному судье позволяется обращаться персонально к судьями, либо привлечь всех судей к обсуждению, если это необходимо.

Главный судья должен проверить, что все судьи работают отдельно друг от друга и не списывают результаты.

Если судья пропустил какой-то момент из-за того что отвлекся на несколько секунд, ему разрешается спросить Главного судью, что он пропустил.

Непрерывность соревнований

Главный судья должен поддерживать непрерывность процесса соревнований. Торопить медленных судей и сохранять темп соревнования на должном уровне.

Шкала оценок

Обязанность Главного судьи — следить, чтобы судьи использовали полную шкалу оценок, особенно после того как поставлены первая высокая и первая низкая оценки. Главный судья обеспечивает соблюдение согласованности в судействе каждого выступления.

Совещание судей

Судьи должны быть на месте проведения соревнований, по крайней мере, за один час до первого выступления. К моменту совещания, проводимого Главным судьей и организаторами, они изучают помещение, сцену, свет и звук в зале. Если возможно, Главный судья должен либо сам, либо попросить одного из судей отыграть выступление на сцене с полным светом и звуком, чтобы получить полное впечатление о площадке и ее особенностях.

Подведение итогов после соревнований

Главный судья после окончания соревнований организует совещание по подведению итогов, чтобы улучшить зрелищность соревнований в будущем.

Главный судья и остальные судьи остаются в распоряжении игроков, чтобы ответить на возможные вопросы и выслушать их впечатления о судействе на соревнованиях.

Главный судья остается в распоряжении прессы, чтобы объяснить систему судейства и прокомментировать оценки игроков.